Поделиться в социальных сетях:

История Плюснинки: из речки в бульвар

Гольды (то есть нанайцы) ее называли Ури, а в 1860-е у речки появилось новое название – Плюснинка. Правда, сегодня она закована в бетон. Кто и почему это сделал? И как на ее месте появилось одно из любимых горожанами мест – Уссурийский бульвар?

Хабаровка (тогда еще военный пост) с 1864 года начала застраиваться в соответствии с планом: склоны были разбиты на кварталы, а пойма речки, наименованная Плюснинской падью, осталась не разграниченной, по причине обилия более удобных земель. Кто такие Плюснины? Наверно сейчас их можно было бы назвать олигархами: элитная недвижимость, своя яхта. Бизнес начался со скупки соболей за 2 рубля и продажи за 12, а уже к началу XX века торговый оборот предприятий Плюсниных составлял миллион рублей (!). Но в городе они оставили совсем иную память. Все поколения Плюсниных занимались благотворительностью: на их счету строительство церкви, пожертвование участка земли с домом для школы, спонсирование детского приюта, церкви, участие в работе всероссийского общества Красного креста.


Постепенно на трех холмах (нынешних улицах Ленина, Муравьева-Амурского и Серышева) появились дома местной знати — купечества и чиновников, а на склонах селились обыватели. В устье Плюснинки когда-то швартовались рыбачьи лодки, привозившие на Нижний базар (место около нынешнего Речного вокзала) свежую рыбу. Очень возможно, что речная парусная и гребная мелюзга раздражала профессиональных речников, а может, по другим причинам небольшой мелководный лиман при устье Плюснинки обозвали Вшивой гаванью.

Центральные улицы застраивались, и когда свободных площадей не осталось, городские власти решили взяться за пади. К этому моменту в городе начала складываться нетерпимая в санитарном отношении обстановка. В докладе «О рациональном водоснабжении г. Хабаровска», прочитанном Симеоном Николаевичем Ванковым на заседании отдела Русского географического общества, отмечается ужасающее состояние некоторых колодцев.

16 мая 1900 года городской думой было принято решение о начале строительства с 1 июня 1903 года бульваров. Но ближе к сроку поняли, что такое колоссальное строительство городу пока не под силу, тогда решили нарезать участки и сдавать их в аренду. Аренда земли приносила городу деньги, которых постоянно недоставало, поэтому вопрос о бульварах в падях отодвигался на неопределенный срок. Так около падей появлялись харчевни, пивнушки, помещения сдавались в наем, как квартиры и прочее. Эти задворки в народе стали называть «Шанхаем». Почему? Загадка. Зато в 1913 году к юбилейной выставке в честь 300-летия Дома Романовых в верховьях Плюснинки соорудили пруд для нужд городской пожарной охраны.

Фотографий, на которых можно разглядеть Плюснинку, мало. Обычно фотографировали (в семейных архивах хабаровчан можно найти снимки 1950-х и 1960-х годов) пересекающие их улочки. И в кадре оказывалась жутковатая застройка – деревянные бараки: в не слишком благоуханной низине земля стоила дешево, поэтому богатых домов там не было. А что стоили деревянные мосты через поперечные улицы? Есть версия что зимой некоторые граждане срывали с них дощатые настилы, чтобы ими топить печи. В результате, чтобы перейти разобранный мост, надо было прыгать через зияющие дыры, промахнешься — слетишь вниз, в речушку. Летом настилали доски заново.

Заковывать речку в коллектор начали в 1940 году, и это при том, что решение о строительстве бульваров было принято в период подготовки к 100-летию города. Работы по благоустройству падей начались в 1957 году. За год устья Чердымовки и Плюснинки были заключены в коллекторы. Под будущие бульвары отсыпано два миллиона кубометров грунта. В середине шестидесятых годов отсыпка бульваров была завершена, они были засажены деревьями и ныне представляют собой рощи в центре города.

Окончательное «покорение» Плюснинки и исчезновение последнего домика в Плюснинской пади произошло 10 ноября 1982 года. Владельцами последнего дома на Милицейской, 73 (то есть Уссурийском бульваре) были Анна Ивановна Иванова и Гордей Романович Банкрашков. Утопающий в грушевом саду дом, построенный в 1911 году, был покрыт оцинкованным волнистым железом, украшен многоярусной резьбой, в его конструкции было много узлов из времен, когда строили без гвоздей. Дом снесли, а грушевый сад украсил берег нового пруда, возникшего чуть ниже старого, построенного в 1913 году.

За сооружение прудов взялись в 1979 году: там было много мусора, и рабочим приходилось ходить в болотных ботинках. На строительство всех трех прудов у рабочих ушло четыре года, последний сдали в качестве подарка Хабаровску к 125-летию. Конечно, тогда их еще не украшали фонтаны и разнообразные скульптурные композиции. Зато в них с удовольствием плескалась ребятня, а у горожан появилось отличное место отдыха.

В таком виде пруды просуществовали до конца 90-х, когда изношенные набережные пришлось реконструировать. А новое тысячелетие, можно сказать, подарило им вторую жизнь. В начале июля 2002 года состоялось торжественное открытие нижнего пруда: каскад водопадов, фонтаны, скрытые в воде и бьющие струями на десять метров в высоту, уютные аллеи и смотровые площадки — все восхитило горожан! Постепенно преобразились и остальные пруды, а место украсили скульптуры мультгероев.

Со дня, когда речку Плюснинку «заточили» в бетон, она регулярно становится местом «паломничества» многих горожан. Не смогли обойти её своим вниманием и корреспонденты «Типичного Хабаровска». Зайти в «подземелье» свободно можно было со стороны набережной – со стороны речного вокзала. Как сказал сопровождающий журналистов диггер, комфортнее всего гулять по Плюснинке именно зимой – вода в это время года поднимается незначительно и из снаряжения можно обойтись «гражданскими» резиновыми сапогами и фонарями.

Общая протяжённость подземного пути превышает три километра. В принципе, преодолеть их не вызывает особого труда, при условии, что вы не страдаете боязнью темноты и замкнутого пространства. А вот насчёт неприятного запаха можно не переживать – подземный коллектор используется исключительно как ливневая канализация и продукты жизнедеятельности человека туда не сбрасываются. Можно также отметить, что в холодное время года в подземелье относительно тепло – около нуля градусов.

По словам нашего провожатого, Плюснинка сейчас не пользуется популярностью у диггеров, так как хорошо исследована. Ещё несколько лет назад в подземелье ходили целые «делегации», состоящие как из просто интересующихся хабаровчан, так и журналистов с блогерами. Кстати, в ходе одного из таких «туров» подземелье украсили таблички с названиями улиц, которые пересекает речка – это произошло весной 2013 года. Часть указателей до нашего времени не сохранилось — любители «сувениров» их растащили и даже пытались продавать.

 

Разнообразной живности, которой так боятся воспитанные кинематографом люди, корреспонденты «Типичного Хабаровска» не встретили. Единственное живое существо, которое удалось обнаружить – небольшая рыбка – она плавала в речной в воде и не особо испугалась журналистов. Как отметил диггер, это не совсем типично, обычно живности гораздо больше. Под землёй он встречал крыс. Кроме того, там обитают жуки, червяки, грибы, комары и плавунцы. Раньше, как вспоминает провожатый, у входа в Плюснинку жили утки – их можно было встретить на несколько десятков метров вверх по течению реки.

Раньше подземелье было интересно и как объект для «сталкеров». Диггер рассказал, что в былые времена в Плюснинке находили старинные инструменты, пушечные ядра и даже разорвавшиеся снаряды – многое из этого было передано в музеи. Сейчас, гуляя по речке, тоже можно найти предания старины – например старые кирпичи. Одними из наиболее встречающимися в подземелье «артефактами» являются ломы – их упускают из своих рук дворники, которые сбивают лёд с люков ливневок. Реже попадаются мобильные телефоны и другие вещи.

Свой путь корреспонденты «Типичного Хабаровска» закончили в районе спортивно-зрелищного комплекса «Платинум арена», где можно увидеть сваи, прошедшие сквозь речку во время строительства комплекса.
Дальше путь несколько осложнялся и было принято решение не рисковать. Выйти из тоннеля можно было через люк, который выводит путешественников прямиком под подземный пешеходный переход, расположенный на улице Дикопольцева, но он оказался приморожен. Поэтому обратно пришлось возвращаться тем же путём, что и пришли.