Поделиться в социальных сетях:

Консервирующие историю: реставрация старинных книг в Хабаровске

Время неумолимо движется вперёд, с каждым днём стирая предания прошлого. Но есть в нашем городе люди, которые непрерывно борются с этим врагом, пытаясь сохранить главные хранилища мировых знаний – книги. Речь в этой статье пойдёт про титанический труд трёх женщин, которые посвящают свои жизни восстановлению и консервации уникальных исторических документов – это реставраторы Елена Валерьевна Голышева, Вера Николаевна Брянцева и Любовь Михайловна Струк.

Кропотливый процесс по сохранению обветшалых изданий проходит в небольшом подвальном помещении старинного здания, расположенного на улице Калинина. В столь ограниченном пространстве удалось компактно размесить все необходимые для работы инструменты. Издания к реставраторам поступают из самых разных мест, но больше всего – из редких фондов Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Восстановление книги – процесс сложный и кропотливый, который требует специальных знаний, навыков и опыта. Мастера переплётного дела должны быть подкованы в истории, ведать особенностями материалов и тонкостям работы с особо сложными случаями. Работа реставраторов распланирована буквально поминутно – так, госзаданием, по которому работают специалисты, на год запланировано 10 документов в общей сложности на 1 420 листов.

«Есть листы, которые можно восстановить за пару минут, а над некоторыми приходится сидеть по полдня. Есть правда определённые нормативы по времени, но любой реставратор вам скажет, что это чистая условность. Если же говорить о том, сколько всего документов мы вернули к жизни — то с 2003 года, с этого времени существует наш фонд, мы восстановили 160 книг. Но помимо этого есть и другие документы», — рассказала Вера Брянцева.

Восстановление и консервация изданий проходит индивидуально – для организации работы созывается реставрационный совет, на котором обговариваются и закрепляются все этапы. Существует ряд правил, которым следуют специалисты в своей работе. В числе главных – не навредить. Как рассказала корреспонденту «Типичного Хабаровска» Елена Голышева, любое вмешательство должно быть обратимым, ведь по прошествии времени будут изобретены новые способы восстановления и важно, чтобы прошлую реставрацию можно было бы «снять».

Бумага, на которой напечатан тот или иной документ, имеет разные показатели по кислотно-щелочному балансу, сухости и жирности. Они во многом и определяют методику реставрации. Например, самые «кислые» — газеты. Их бумага никогда не отличалась особенном качеством, но восстанавливать её бывает значительно проще, чем периодические издания, страницы которых с годами начинают крошиться. Однако неразрешимых задач для мастеров нет, и они берутся даже за очень запущенные документы.

Документы, которым требуется реставрация, дожидаются своей очереди в специальных контейнерах из бескислотного картона – в них сохраняется благоприятный нейтральный микроклимат. Вообще же, для хранения бумажных изданий есть даже специальный ГОСТ – температура 18-20 градусов выше нуля при относительной влажности 50-55 процентов. Придерживаться этих значений достаточно сложно, поэтому иногда прибегают к «шоковой» терапии, когда из слишком тёплых хранилищ издания переносят в холод. Но в Хабаровске к таким методам не прибегают.

Непосредственная восстановительная работа начинается с того, что документ разбирается на отдельные страницы. Каждый лист отмечается отдельно, чтобы впоследствии не получилось путаницы. Затем реставраторы приступают к очистке бумаги от пыли и жира. Это делается в несколько приёмов, как под простой проточной водой с добавлением аммиака или глицерина, так и спиртом – в зависимости от случая. Процесс проходит на специальной сетке, чтобы не порвать бумагу. Иногда, если случай особенно сложный, бумага закрепляется сеткой как снизу, так и сверху.

После «водных процедур» листы отправляют сохнуть между пластами фильтровальной бумаги. Ещё один ключевой этап – восстановление утраченных фрагментов. Для этого используется специальная бумага, сходная по структуре с оригиналом.  По правилам, заплатка всегда должна быть на тон светлее.  Тут работа реставратора не проще, чем и ювелира или часового мастера — в ход идут марлевые тампоны, пинцеты, скальпели и многие другие инструменты. Не обойтись специалистам и без специального пресса. Для восстановления пользуются мучным клеем, который на места варят сами мастера. После того, как все работы над документом заканчиваются, его вновь сшивают. Примечательно, что каждый этап реставрационных работ документируется.

Восстановление документов – процесс этот очень дорогостоящий и по карману не всем библиотекам. Так, на реставрацию одной книги может уйти до нескольких сотен тысяч рублей. Кроме человеческих затрат, в эту сумму входят материалы. Елена Голышева показала корреспонденту «Типичного Хабаровска» небольшой рулон бумаги, которую используют для заплаток – только он обошёлся в десятки тысяч рублей, а ещё необходимы специальные реагенты, которые тоже стоят недёшево.

Как поделились реставраторы, с каждым объектом, который попадает к ним в работу, у них складываются особые отношения. Книги или документы как живые существа показывают свой характер – у кого-то покладистый, а у кого-то весьма сварливый. Так получается, что к некоторым экземплярам, которым дали вторую жизнь, расставаться бывает очень жалко – это касается того, что поступает на восстановление не из фондов Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Реставратор, это не просто профессия – это призвание. Правда выбирают его в основном представительницы прекрасного пола. По словам мастеров, мужчины в основном занимаются переплётами, а вот к восстановительным работам приступают неохотно. Учатся реставраторы всю свою жизнь – кроме профильного образования, специалистов ждут регулярные семинары, обмен опытом с коллегами и обязательная стажировка, которая проходит раз в два года. Однако истинных мастеров своего дела это не пугает.