Поделиться в социальных сетях:

Накануне Пасхи: в Хабаровской семинарии выпекают последние куличи

В этом году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля, но подготовка к празднику началась едва ли не неделю назад. История одной из главных дат христианского календаря насчитывает две тысячи лет. «Типичный Хабаровск» уже рассказывал о том, как появилось Вербное воскресенье. Сегодня мы нашли самые правильные куличи в городе, а также узнали о традициях, которые сопровождают Пасху в наше время.

Мука, дрожжи, яйца, молоко, миндаль и коньяк — вот ингредиенты, из которого замешивают тесто для главного блюда торжественной пасхальной трапезы. Перед началом работы повар обязательно молится — иначе в пекарне Хабаровской духовной семинарии нельзя. После выпечки кулич пакуют в бумажную обёртку, а затем украшают верхнюю хрустящую корочку белой «шапочкой» — яичным белком, взбитым с сахаром. Последний штрих в виде декоративной посыпки, и выпечка отправляется на полку импровизированной лавки, где уж точно не залежится. Хабаровчане моментально разбирают свежайшие пасхальные куличи, чтобы освятить их в храме и унести домой благословлённую пищу.

«Можно сказать, что приготовление кулича и употребление его в пищу на Пасху — это попытка продолжить богослужение. Один из ритуалов этого праздника в церкви — это освящение «высокого хлеба», его называют «артос». В переводе с греческого, это квасной хлеб, дрожжевой. Он готовится по особому рецепту, затем его освящают, делят на части и в Светлую субботу раздают верующим. В течение всего года люди могут есть кусочки этого хлеба, даже во время болезни.  Кулич — это попытка повторить ритуал с артосом, но в праздничном варианте. Мы помним, что это скоромная выпечка, сдобная, с большим количеством яиц. Раньше на Руси глава семьи также разделял кулич на части и каждому члену семьи давал по кусочку. Так начиналась праздничная трапеза. Сейчас, конечно, в каждом доме свои традиции: сегодня куличи продают в магазинах, и рецепты, по которым они приготовлены, различаются. Но основа этого ритуала осталась», — рассказывает декан богословского факультета Хабаровской духовной семинарии Михаил Квашнин.

По традиции, накануне Пасхи верующие приходят в храм, чтобы освятить не только куличи, но и яйца — ещё одно традиционное блюдо праздничной трапезы. Многие приносят и другую еду, а также напитки. Служитель кропит снедь святой водой и читает молитву. Во время этого ритуала также принято петь тропарь Воскресения Христова: «Егда снизшел еси к смерти, животе безсмертный» (Когда сошёл Ты к смерти, Жизнь бессмертная — прим.).

«Прихожане могут принести в храм свой кулич — неважно, купили ли они его в магазине или же испекли дома. Можно купить выпечку и у нас. Такой кулич уже освящён. Повторять ритуал благословления не принято, так как это означало бы некое сомнение и неверие», — объяснил Михаил Квашнин.

Ещё одна традиция, не менее известная и популярная у тех, кто празднует Пасху — окрашивание сваренных вкрутую яиц. Этот обычай берёт начало с первохристианских времён и обязан своим появлением святой Первоапостольной Марии Магдалене, которая беседовала с римским императором Нероном. Правитель не верил в вознесение Христа и в пылу спора с женщиной заявил, что воскрешение Иисуса невозможно так же, как и то, что белое куриное яйцо, лежавшее на столе, вдруг станет красным. По преданию, случилось чудо: скорлупа тотчас окрасилась. Так появилась традиция, которая сегодня смешалась и с народной забавой.

«На Руси была игра — катать яйца. Люди смотрели, чьё укатится дальше. Постепенно эта забава трансформировалась, и сегодня православные бьются яйцами. Сама традиция — красить яйца — тоже изменялась в течение многих лет. Так, сегодня в ходу не только красный цвет, но и множество других. Кроме этого, появилась даже художественная роспись яиц — это отдельное творческое направление», — уточнил священнослужитель.

Говоря о Пасхе, нельзя забывать и о Великом посте. В истории православного христианства осталась древняя традиция, которая связывала сорок дней ограничения в еде и мыслях с предстоящим крещением. Обычно его проводили накануне пасхальных торжеств.

«Люди, которые ещё не были христианами, но собирались ими стать, проходили оглашение. С ними проводили беседы об основах веры в течение сорока дней, в это же время желающие стать православными христианами воздерживались от тяжёлой пищи и развлечений. А в Светлую субботу, накануне Пасхи, происходило таинство крещения. Частично отголоски этой традиции мы можем наблюдать и сегодня: во время богослужения читаются ветхозаветные чтения. Кроме этого, во время литургии есть момент, когда хор вместо обычной песни —«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» — поёт: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Это крещальный стих. И это песнопение указывает на то, что люди приняли крещение, вернулись в храм и участвуют в богослужении. То есть, в древности люди, которые хотели покреститься, делали это накануне Пасхи, а Великий пост был для них подготовкой», — поделился Михаил Квашнин.

Накануне церковных праздников принято отпускать из сердца все обиды и горечь, которые связаны, в том числе, и с близкими людьми. Несмотря на то, что для этого в православном календаре выделен отдельный день — Прощёное воскресенье, накануне Пасхи также принято мириться с ближними. Главное, о чём упоминают священнослужители — чистота помыслов и искренность намерений.

«Бывает так, что вы вроде бы и попросили прощения у близкого человека, но в душе всё равно таите обиду и злобу на него. Такого быть не должно, нужно отпустить плохое и быть искренним. Если вы боитесь сделать этот шаг к примирению, можно обратиться к Богу. В Библии записаны молитвы — это так называемые образцы, к которым мы можем прислушаться, чтобы поговорить с Господом. Но главное, о чём нельзя забывать — это искреннее стремление и вера. Бывает так, что вы молитесь дать вам сил примириться с человеком, и он сам идёт вам навстречу. Нужно любить своих близких и уметь их прощать со всей душой», — резюмировал декан.

Редакция «Типичного Хабаровска» благодарит Хабаровскую духовную семинарию за помощь в подготовке материала.