Поделиться в социальных сетях:

Сказочный мир кукол: волшебные творения Ольги Ковальчук

На рабочем столе — кисти, пастельные мелки, краски и кусочки пластика. А с подоконника каждому новому гостю улыбаются обаятельные лица, вылепленные и раскрашенные вручную. «Типичный Хабаровск» заглянул в мастерскую создателя шарнирных кукол Ольги Ковальчук.

На первый взгляд кажется, что эти фигурки сделаны из керамики: чуть шершавая поверхность, бежево-розовые оттенки и едва заметное свечение, какое бывает у фарфора. Но, если приглядеться, становится понятно: это качественный пластик. Шарнирные куклы, выполненные руками хабаровчанки Ольги Ковальчук — это настоящие произведения искусства. У каждого из её творений — свой характер, образ, имя и история.

— Первая кукла, которую я сделала сама, была перчаточной, из ткани. Я тогда ещё была ребёнком и занималась в художественной школе. Эта работа до сих пор хранится у моей мамы. А первую шарнирную куклу я сделала в 2010 году, она стала моей дипломной работой. У нас на худграфе (факультет искусств, рекламы и дизайна Педагогического института ТОГУ — прим. ред.) не учат именно кукольному делу. Но там нам преподавали скульптуру, керамику, рисование и анатомию. Я получала образование художника-специалиста декоративно-прикладного искусства, и знания, которые я вынесла из института, пригодились мне в создании одежды для моих творений, — рассказывает Ольга.

Отличие шарнирных кукол от полностью литых — в подвижности. Благодаря особым соединениям частей тела на месте суставов такие фигурки могут принимать практически любые позы, идентичные с человеческими: сидеть, скрещивать ноги, хвататься руками за голову. Конечности, корпус и голова шарнирной куклы (иначе её называют БЖД, от английского ball-jointed doll — прим. ред.) соединяются резиновыми шнурами. Они спрятаны внутри тельца фигурки и натягиваются, когда она принимает ту или иную позу.

Сегодня такие творения весьма дороги и являются предметом желания многих коллекционеров. Чем сложнее работать с материалом, из которого изготовлена кукла, тем дороже она будет стоить.

— Я остановилась на шарнирных куклах, потому что хотела такую же, но не могла себе её позволить. Сделала, а потом решила заняться ими всерьёз. Мои куклы стоят от трёх тысяч рублей, если они маленькие. Работа средних размеров — от 15 тысяч, а самая большая и дорогая в моём творчестве стоила 28 тысяч рублей. На первый взгляд кажется, что это много, но конечная цена складывается из стоимости материалов и времени, которое мастер потратил на её создание. К примеру, в Америке есть русская мастерица, которая недавно продала свою очередную работу за миллион долларов. Но у её кукол платья из натурального китайского шёлка, с использованием драгоценных камней, золота и серебра. А материал, из которого сделаны её творения — это дорогой фарфор, работа с которым требует специального оборудования и особого умения, — объяснила хабаровчанка.

Каждая новая работа начинается с эскиза. Сначала Ольга рисует на бумаге основные контуры фигуры, которую хочет собрать, размечает крепления шарниров, определяет рост и комплекцию будущей куклы.

Следующий этап — лепка мастер-модели из пластика. Именно она становится основой для шедевра.

— Мастер-модель я делаю из немецкого пластика FIMO, он довольно известен среди кукольников, с ним несложно работать. Я пробовала и отечественный вариант — он тоже неплохой. Затем из силикона создаются формы, на каждую часть будущей куклы — по отдельной. Силикон выдерживает примерно пять заливок. Таким образом, получается изготовить по одному шаблону пять кукол. После того, как формы готовы, я заливаю в них жидкий полиуретан, а потом запекаю его в обычном духовом шкафу. Когда материал застывает, вынимаю его из форм, отрезаю лишние элементы, делаю нужные отверстия для соединений. Перед тем, как начать собирать куклу, все части её тела нужно загрунтовать специальным лаком-спреем. После этого начинается собственно сборка, покраска и создание законченного образа: одежда, причёска, аксессуары. На создание одной куклы — от эскиза до упаковки — уходит около двух месяцев, если она большого размера. На маленькую — примерно месяц. Но, если у меня уже есть готовые силиконовые формы, то время сокращается до трёх недель и недели соответственно, — поделилась Ольга Ковальчук.

За семь лет работы мастерица сделала более пятидесяти кукол. Часть из них уже отправились к новым хозяевам. Некоторые выставлены в галереях Хабаровска и ждут, когда их купят.

В квартире у Ольги сейчас живут пять её творений: пара малышей, русалка Лорелея и две барышни в подарочных коробках. Каждый элемент одежды, включая крошечные пуговицы и пряжки на туфлях, сделан руками хабаровчанки. Даже парики — от золотистых кудряшек до длинных прядей цвета морской волны — Ольга делает сама из искусственных волос.

Каждой кукле автор придумывает имя и подбирает историю. Один из персонажей, которые обитают на подоконнике мастерицы — русалка по имени Лорелея. На её создание Ольгу Ковальчук вдохновила легенда о морской деве, которая обладала волшебным даром влюблять в себя мужчин и сама страдала от безответного чувства, потому что избранник её оставил. Лорелея даже просила, чтобы её сожгли на костре как колдунью, но монахи приговорили девушку к заключению в монастыре. Сбежав от тюремщиков, волшебница бросается с утёса в реку и тонет.

— У меня и кукла получилась задумчивой, даже печальной. Но легенду я всё же немного изменила, и у моей Лорелеи всё закончилось хорошо, — поделилась мастерица.

По словам Ольги Ковальчук, в Хабаровске большинство её покупателей — коллекционеры. Увлечение шарнирными куклами, которое за рубежом (например, в Японии) постепенно выходит из моды, в России до сих пор толком не развито.

В нашей стране мало и мастеров, которые серьёзно занимаются изготовлением таких фигурок. Это связано с тем, что у каждого кукольника есть свои секреты и умения, которых они не разглашают. Нежелание делиться опытом с коллегами по цеху и нехватка информации — причина многочисленных разочарований, неудач и ошибок для человека, который только пробует себя в этом ремесле.

— Даже на форумах, где сидят мастера, которые делают прекрасных, уникальных кукол, очень сложно найти какие-то практические советы по использованию того или иного материала, хитрости, нюансы. Всё приходится постигать на собственном опыте. Прежде чем у меня получилась первая кукла, за которую не было стыдно, я испортила уйму материала, выкинула кучу денег. Силикон и полиуретан, во-первых, достаточно дорого стоят. А во-вторых, их нельзя использовать вторично: брак отправляется в мусор. И даже если задаёшь какому-то опытному мастеру с именем простой вопрос о работе с формой, к примеру, он отвечает очень неохотно. У нас с мужем был случай: мы увидели на одном из порталов видео, которое выложил китайский кукольник. Он показывал, как заливает полиуретан в форму, чтобы потом не было пузырьков воздуха. Так этот мануал через неделю или две удалили. И таких примеров очень много. Поэтому практика, практика и ещё раз практика. Всё постигается на собственном опыте, — отметила Ольга.

Хабаровчанка не принимает заказов на работы в том или ином стиле. Не берётся Ольга и за портретных кукол: каждое её творение — результат вдохновения и фантазии. Но знакомые утверждают, что большинство фигурок обладают теми же чертами, что и их создатель.

— У меня есть мечта: хочу сделать большую куклу, высотой около метра. Но пока я ещё не готова к такой масштабной работе. На неё потребуется очень много материала и времени. И хотелось бы, чтобы она была похожа на меня, — поделилась Ольга Ковальчук.

Текст: Анна Ленская, фото: Александр Янышев.